0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карнизный узел стропильной крыши

Монтаж узлов кровли из металлочерепицы

Очень важно при монтаже металлочерепицы обратить внимание на узлы, т. к. от того, как они будут установлены, зависит прочность кровли, ее долговечность и герметичность.

Основные узлы кровли из металлочерепицы:

  1. Карнизные узлы.
  2. Ендовые узлы.
  3. Фронтонные узлы.
  4. Коньковые узлы.
  5. Пристенные узлы.

Инструменты для монтажа узлов крыши

До начала работ требуется приобрести следующие инструменты:

  • ножовка;
  • рулетка;
  • молоток;
  • карандаш;
  • меловая веревка для выполнения разметки;
  • нож;
  • мастерок для нанесения клеящей смеси.

Устройство карнизных узлов

Схема устройства карнизного узла

Разные изготовители металлочерепицы выпускают карнизные планки разных форм. Но в любом случае главный принцип монтажа карнизного узла: ни в коем случае не закрывать поступление воздуха в подкровельное пространство. Карнизная планка может быть самой разной формы, но она должна быть установлена так, чтобы наружный воздух попадал в воздушный продух над мембраной. Если у вас используется утепление крыши с двумя продухами, то воздух должен попадать в оба вентиляционных зазора. Стекающий по пленке конденсат должен удаляться, чтобы не смачивать деревянные конструкции кровли. Если на крыше установлен водосбор, то карнизная планка устанавливается так, чтобы нижняя ее часть попадала в желоб водостока. Все карнизные элементы крепятся специальными кровельными гвоздями и располагаются с шагом примерно 300 мм, а нахлест элементов должен составлять не менее 100 мм.

Рассмотрим монтаж и устройство карнизных углов на примере двух фирм: «Metrotile» и «Roser». Обе фирмы используют разные карнизные планки, но принципиальные схемы их устройства после небольших доработок взаимозаменяемы и могут быть использованы для других видов кровли.

Начнем с устройства карнизного узла фирмы «Roser», используем карнизную планку профиля № 1. Верхний край лобовой доски свеса нужно сделать на 40 мм выше стропил. Отмерить 350 мм от передней части по обеим сторонам ската и в полученные метки вбить гвозди. Между гвоздями натянуть шнур и измерить расстояние от передней части лобовой доски и до шнура. Это нужно, чтобы убедиться в том, что доска прямая и везде расстояние равно 350 мм. Первую решетину устанавливают точно по шнуру и закрепляют на стропильной конструкции. Все последующие решетины будут устанавливаться с постоянным шагом в 370 мм до конька.

Варианты карнизов для крыши.

Далее расскажем, как делать монтаж карнизного узла с карнизной планкой профиля № 2 фирмы «Roser». Самый верхний край лобовой доски свеса нужно установить на одном уровне с верхним краем контрбруска, который удерживает антиконденсатную мембрану. От передней части лобовой доски на расстоянии 30 мм нужно установить первую решетину и прикрепить ее гвоздями. Далее устанавливаются другие слои решетины с шагом 370 мм. Под мембрану нужно монтировать капельник для отвода конденсированной воды. Если его не устанавливать, то вода будет смачивать деревянные конструкции кровли.

Далее рассмотрим монтаж карнизного узла профиля «Cleo» от фирмы «Roser». В зависимости от используемой карнизной планки устанавливается первая решетина и лобовая доска. Сверху карнизной планки устанавливается ограничитель для птиц и крепится к первой решетине. Далее устанавливаются остальные решетины с шагом 360 мм.

Далее рассмотрим монтаж карнизной планки фирмы «Metrotile». Сначала следует установить карнизную доску, ее толщина 40 мм. Крепим ее гвоздями к стропилам. Далее на карнизную доску устанавливаем кронштейны для водостока или капельник для конденсата. Далее, начиная от края карниза, устанавливается карнизный элемент.

Ендовые узлы крыши

Ендовые узлы металлочерепицы обычно самые сложные, т. к. именно здесь стыкуются разные поверхности крыши. Нельзя экономить на монтаже ендовых, иначе кровля не застрахована от протекания.

Распространенные виды узлов ендовых:

  • начинается на карнизе и заканчивается на коньке;
  • начинается и заканчивается на скате.

Самым сложным узловым элементом в металлочерепичной кровле считается ендовый узел.

Начнем с устройства ендовых, которые начинаются на карнизе и заканчиваются на коньке. Для начала нужно убедиться в правильности монтажа гидроизоляции. Вдоль ендовой контробрешетки должны быть оставлены пропуски для воды. Механические повреждения гидроизоляции должны отсутствовать. Далее необходимо усилить ендову дополнительной обрешеткой. На установленные капельники монтируются планки ендовых. Монтаж идет снизу вверх с нахлестом 20-30 см. Нижняя планка обрезается чуть ниже линии карниза и делается отбортовка. Далее монтируется уплотнитель под коньком и вдоль отбортовок планок.

Далее обрезаются листы металлочерепицы, граничащие с ендовой. В результате листы металлочерепицы должны лежать на планках ендовы, скрепляют их саморезами.

Нельзя закручивать саморезы на расстоянии от оси ендовы меньше 25 см.

При помощи резиновой киянки все зарезки выравниваются к основанию. Далее делаем монтаж обналичника ендовы. Сначала нужно смонтировать накладку, которая накладывается снизу-вверх нахлестом не менее 10 см. Закрепляем накладки ендовы к верхним точкам примыкающей металлочерепицы. Накладка уменьшает вероятность попадания снега и дождевой воды между металлочерепицей и планкой ендовы. Вода под накладкой ендовы стекает по осевой линии сгиба.

Схема устройства ендовы.

Рассмотрим правила монтажа ендов, которые начинаются на скате и заканчиваются на скате. Сначала нужно проверить качество гидроизоляции. Далее нужно смонтировать между досками шаговой обрешетки по дополнительной доске. Затем подводится металлочерепица к боковой стене слухового окна. Для этого нужно лист металлочерепицы, примыкающий к боковой стене слухового окна, обрезать так, чтобы линия реза была выше выхода ендовы не менее чем на 20 см. Далее нужно сделать вырезы по размерам слухового окна. Вдоль стенок слухового окна на лист металлочерепицы нужно смонтировать универсальный уплотнитель. На карнизный свес слухового окна устанавливается карнизная планка, монтируются планки ендовы. Нижняя часть планки ендовы обрезается по карнизу. Нижний лист металлочерепицы можно подрихтовать. В верхней части стыкуются листы правой и левой ендов при помощи саморезов. Вдоль отбортовок едовы монтируется универсальный уплотнитель.

Далее следует сделать монтаж листов металлочерепицы. Лист накладывается на ранее смонтированный лист ендовы с нахлестом не менее 20 см. Смонтируйте все листы, которые граничат с ендовой. Зазоры между листами и осевой линией ендовы должны составлять не более 6-10 см. Во время крепления обрезанных листов саморезы закручиваются в штатные места, которые располагаются на 11-16 мм ниже линии штамповки. Смонтируйте обналичную накладку снизу-вверх с нахлестом не менее 10 см. Нельзя монтировать уплотнитель между обналичной накладкой ендовы и листами металлочерепицы.

Фронтонные узлы кровли

Фронтонный узел черепицы не представляет сложностей в монтаже. Здесь укладка металлочерепицы происходит на обрешетку, а нижний выступающий край кровли подшивается вагонкой, сайдингом или деревянной доской. Фронтонные планки устанавливаются по фронтонам от карниза вверх с нахлестом, перекрывая торцовые края черепицы.

Монтаж коньковых узлов

Коньковые узлы монтируются на мансардных кровлях и на двухскатных крышах. Скаты кровли формируются по стропильной конструкции, которая состоит из обрешетки и стропильных ног. На обрешетку укладывают слой фанеры, которая закрывается паронепроницаемым подкладочным материалом. Этот материал обеспечивает вентиляцию, благодаря чему не возникает гниение деревянных конструкций. Также для вентиляции можно использовать брусья 50х50 мм. Они укладываются между стропильными ногами и фанерой. Так как коньковые узлы подвержены максимальному воздействию осадков и ветра, коньковые кровельные материалы обладают улучшенными прочностными свойствами. Такие узлы должны выдерживать большие нагрузки зимой от образовавшихся наледей и обладать хорошей герметичностью.

Коньковый узел крыши.

В самом простом случае коньковый узел формируется путем укладки и закрепления коньковой черепицы на скаты кровли. Но перед этим с нижней части нужно удалить защитную пленку. Черепица укладывается параллельно ребру, образованному скатами. При формировании конька коньковую черепицу кладут прямо на ребро таким образом, чтобы нахлест с уложенным кровельным материалом составлял как минимум 50 мм.

Более эффективным является узел, который выполняется с дополнительной вентиляцией. Здесь кровельный материал, брусья и фанера не соединяются в верхней точке, поэтому возникает необходимость монтажа каркаса конька. Он состоит из 6 брусьев 50х50мм. Они располагаются по всей длине кровли. Первый брус укладывается по верхней границе кровли, остальные параллельно ему через равные расстояния. Затем на них выполняется настил из специальной влагостойкой фанеры и листов кровли, которые соединяются в верхней точке. Далее коньковый узел закрывается специальной коньковой черепицей. Самые нижние концы каркаса закрываются карнизной планкой.

Пристенные узлы кровли

Пристенный узел кровли образуется там, где кровля примыкает в несущей стене. В этих местах герметизирующей лентой закрепляется гидроизоляционная пленка. Между стеной и пленкой следует соблюдать вентиляционный зазор. Оформляется примыкание специальным металлическим профилем с нахлестом 10 см. Затем между планкой и кровельным покрытием укладывается уплотнитель.

Насколько будет герметична крыша, зависит от качества исполнения узлов крыши. При монтаже важно соблюдать все нахлесты и закреплять саморезы на рекомендуемом расстоянии, а также проводить профилактический осмотр кровли.

Кобылка в кровле: понятие, назначение, монтаж

Проектируя крышу, необходимо обратить внимание на расстояние между краем карнизного свеса и стеной дома. Если этот промежуток составляет менее 40 см, вода, стекающая с кровли, будет попадать на стену и отмостку, а в пространство под крышей станет задувать ветер. Чтобы обустроить свес требуемой длины очень часто в стропильной системе используется кобылка.

Устройство карнизного свеса

Что такое кобылка

Кобылка это элемент каркаса кровли, ее назначение заключается в удлинении стропильной ноги, опирающейся на мауэрлат постройки из кирпича или блоков либо на верхнюю обвязку дома из бревна или бруса, для формирования карнизного свеса требуемой ширины.

Читать еще:  Расчет водостока для крыши

Понятие кобылки в стропильной системе

Применение кобылки позволяет упростить возведение и ремонт каркаса крыши, уменьшить нагрузку на стены и фундамент, удешевить строительство. Это связано с тем, что:

  1. Используются стропильные ноги меньшей длины, поэтому не требуется предусматривать их вылет за плоскость стен на 40–100 см для обустройства свеса. Следовательно, они дешевле, легче и короче, их проще поднять наверх.
  2. Кобылки монтируются из доски меньшей толщины по сравнению с пиломатериалом для стропил, что снижает общий вес каркаса крыши.
  3. Проще выровнять линию свеса. Допущенную погрешность легко устранить, заменив кобылку.
  4. Если в процессе эксплуатации влага вызовет гниение опор карнизного свеса, то значительно проще поменять поврежденные кобылки, чем ремонтировать стропила.

Кобылки могут служить и декоративными элементами, если путем резьбы по дереву придать концам элементов декоративную форму.

Придание декоративной формы концам элементов

Функции карниза кровли

Карниз представляет собой нижнюю часть ската крыши, которая находится за пределами плоскости стены. Каркасом карниза являются стропильные ноги или их продолжение (кобылки), снизу пространство между краем крыши и стеной можно зашить досками, обычным сайдингом или специальными софитами ради эстетики и для того, чтобы защитить пространство под крышей от проникновения птиц.

В список функций карниза входит:

  1. Защита стеновых конструкций и их отделки от попадания влаги во время дождей, снегопадов, оттепелей. Внешний вид стен дольше сохраняет привлекательный вид, конструктивные элементы из дерева не отсыревают и не портятся.
  2. Защита отмостки от стекающей с крыши воды. Это предотвращает проникновение влаги к фундаменту, продлевает срок службы отмостки.
  3. Предотвращение проникновения влаги внутрь каркаса крыши – подшивка карниза защищает стропильную систему от попадания брызг воды во время косых дождей с порывистым ветром.
  4. Защита окон от прямых солнечных лучей. Это позволяет в летние жаркие дни поддерживать в помещениях комфортные условия проживания.
  5. Эстетическое завершение кровельной конструкции. Подшивка карниза скрывает «изнанку» стропильной системы, добавляет привлекательности дому.

Подшивка карнизы крыши софитами В климатических условиях средней полосы России рекомендуемая минимальная ширина карнизного свеса составляет 40–50 см, если не предусмотрено обустройство водосточной системы крыши – в этом случае конструкция будет защищать отмостку от осадков и талых вод, стекающих по скатам кровли.

Кобылки изготавливают из доски сечением 30×100 или 30×150 мм. Древесина должна быть высушенной, не иметь повреждений, гнили, сучков. Перед монтажом нарезанные в размер элементы обрабатывают средствами огнебиозащиты. Длина кобылки рассчитывается следующим образом: к запроектированной ширине свеса кровли прибавляют 50 см на крепление элемента к стропильной ноге.

Устройство карнизного свеса

Карнизный вынос шириной до 90–100 см можно сформировать, просто закрепив кобылки на стропилах, установленных на мауэрлат или верхнюю обвязку и срезанных заподлицо со стеной. Кобылки являются продолжением стропил, поэтому обрешетка, гидроизоляция и кровельное покрытие на них укладывается в ходе обустройства всего ската крыши. Перед монтажом настила по краю свеса набивается карнизная доска, монтируется капельник.

Элементы карнизного свеса кровли

После обустройства кровли карнизный свес рекомендуется зашить, используя специальные элементы – софиты либо обычные фугованные доски. Их располагают перпендикулярно стене и крепят с небольшим зазором между элементами, чтобы не нарушить вентиляцию пространства под крышей. Циркуляция воздуха позволяет выводить влагу, которая может вызвать гниение элементов стропильной системы.

Если запланирован монтаж кровельного свеса шириной более метра, кобылки будут испытывать повышенные нагрузки – вес самой кровли, скапливающийся снег.

Чтобы избежать риска обрушения крыши, эти элементы стропильной системы следует опереть на консоли, которые представляют собой систему из вертикальной балки, закрепленной на стене постройки, горизонтальной балки (на нее опирается кобылка) и раскоса, который придает конструкции жесткость.

Консоли могут быть отдельными, не связанными между собой либо скрепленными горизонтальной связью вдоль всего ската – в этом случае кобылки опираются на этот мауэрлат консолей. Выбор конструкции зависит от ширины карнизного выноса – использование консолей с мауэрлатом рекомендуется при длине кобылки кровли более 1,5 м. Карнизный свес с консолями также подшивается снизу.

Опирание элементов стропильной системы на консоли

Процесс установки

Строительство каркаса крыши, в котором планируется использовать кобылки для удлинения стропильных ног, ведется по стандартной технологии. После установки стропил на мауэрлат, необходимо подготовить кобылки – их количество должно соответствовать количеству стропильных ног.

Размер кобылки зависит от проекта кровли – длина выбирается в соответствии с запланированной шириной свеса, и к ней прибавляется 30–50 см на крепеж. Чем длиннее кобылка, тем больше должен быть запас на крепление, чтобы обеспечить жесткость конструкции и исключить проседание края крыши под нагрузкой. Для их изготовления используют доску подходящего сечения или обрезки бруса, оставшиеся от монтажа стропил.Кобылки монтируют на завершающем этапе возведения каркаса кровли:

  1. Готовят шаблон кобылки, по которому вырезают необходимое количество элементов. Каждый из них обрабатывают огнебиозащитным составом.
  2. Монтируют кобылки на стропильные ноги с нахлестом в 30–50 см, выровняв верхние торцы элементов. Крепиться они могут с помощью ершенных либо обычных гвоздей. Важно обеспечить качественное сцепление для чего используется по четыре гвоздя на каждый узел. Вбиваются они по два с каждой стороны. Концы гвоздей следует загнуть, чтобы крепеж со временем не ослаб. Для крепления также применяют болты. Пример использования болтов для крепления кобылок со стропилами
  3. В первую очередь крепят крайние кобылки на скате, тщательно измерив размеры нахлестов. Затем между этими элементами натягивают шнур и по нему монтируют остальные. Метод подходит для скатов относительно небольшой длины, на которой шнур не будет провисать.
  4. Если конструкция свеса предполагает использование консолей, конец кобылки крепится заподлицо с горизонтальной балкой.
  5. Чтобы усилить кровельный свес, поверх кобылок монтируют учащенную или сплошную обрешетку, что добавляет жесткость конструкции.
  6. После завершения устройства кровельного покрытия, карниз подшивают.

Правильно подшитый софитом, сайдингом или досками карниз эстетично выглядит, не позволяет влаге попадать на стропильную систему и не мешает свободной вентиляции крыши. Существует два варианта подшивки карнизного свеса:

  1. диагональные планки монтируют непосредственно по кобылкам;
  2. предварительно устанавливают на стене постройки горизонтальные опорные бруски для создания короба и крепят элементы подшивки перпендикулярно стене.

Диагональная подшивка свеса кровли

На завершающем этапе зашивают торцевую часть карнизного короба, устанавливают ветровой уголок вдоль ската – эти элементы защищают каркас крыши от капель во время косых дождей, не позволяют сильному ветру с шумом продувать конструкции и придают завершенный вид облику крыши.

Монтаж фальцевой кровли: обустройство кровельного пирога и установка фальцевых панелей

Технология утепление фальцевой кровли и последовательность монтажа фальцевых картин – опыт пользователей FORUMHOUSE.

О том, как выбрать материал для фальцевой кровли, а также о том, какие разновидности фальцевых соединений считаются самыми надежными, мы писали в первой части настоящей статьи. Сегодня мы поговорим о конструктивных особенностях металлической кровли и о технологии ее монтажа.

Гарантированно защитить фальцевую кровлю от конденсата, деформации и разгерметизации поможет соблюдение определенных правил, касающихся обустройства кровельного пирога, особенностей укладки самого кровельного покрытия и последовательности его монтажа.

В этой статье рассмотрим следующие вопросы:

  • Из каких элементов состоит пирог фальцевой кровли.
  • Как обустроить карнизный свес фальцевой кровли.
  • Последовательность и технология монтажа фальцевых панелей.
  • Обустройство ендов и примыканий фальцевой кровли.

Если строительство дома начинается с основания, то обустройство фальцевой кровли начинается с создания кровельного пирога, который защищает чердачное помещение от конденсата и холода. При этом кровельный пирог служит надежной защитой от шума, возникающего при выпадении осадков.

Если утепление крыши 250-300 мм (у меня 300), то никакого шума не слышно (если, конечно, не пойдет град размером с яйцо). Единственное, где слышно дождь у меня (и то слабо), так это в ванной комнате, в которой установлен натяжной потолок.

Чтобы теплоизоляция получилась требуемой толщины, утеплитель можно укладывать в несколько слоев (между стропилами и под ними).

Кровельный пирог фальцевой кровли состоит из нескольких слоев:

Рассмотрим их подробнее.

Поддерживающая обрешетка – нижние деревянные рейки, на которые ложатся пароизоляционная пленка и утеплитель.

Пароизоляционная пленка – специальный материал, который не позволяет проникать влаге из помещения внутрь утеплителя.

Стропила – деревянные балки сечением 200х50 мм. Расстояние между стропилами – 1,2…2 м.

В качестве утеплителя чаще всего используется минеральная вата. Утеплитель укладывается между стропилами прямо на пароизоляционную пленку, которая, в свою очередь, поддерживается нижней обрешеткой.

Гидроизоляция – специальная пленка, которая пропускает влагу только в одном направлении (снизу-вверх). Гидроизоляция не дает подкровельному конденсату проникать в утеплитель, но пропускает влажный воздух, скапливающийся в слое минеральной ваты. Гидроизоляционная пленка представляет собой диффузионную (дышащую) мембрану, которая продается в строительных магазинах.

Можно расстелить диффузионную мембрану, можно использовать специальную объемную мембрану (только стоит она прилично). К общему мнению не пришли в этом вопросе.

Гидроизоляция стелется поперек стропил в направлении – снизу-вверх (начиная с карнизной планки, по направлению к коньку). К деревянным стропилам пленка крепится скобами (с помощью степлера). Отдельные полосы гидроизоляционной мембраны укладываются внахлест (ширина перехлеста – не менее 100 мм). На фронтонных свесах необходимо обеспечить свес пленки (ширина свеса – примерно 150 мм).

Читать еще:  Как рассчитать длину стропила на двухскатную крышу

Пленка не должна находиться в натянутом состоянии, а допускаемое провисание мембраны между двумя соседними лагами составляет 35 мм.

Контробрешетка – брус 50х50, который прибивается к стропилам поверх гидроизоляционной пленки. Контробрешетка позволяет создать воздушную прослойку между гидроизоляцией и фальцевым покрытием.

Под контрбрусья подкладывается специальная уплотнительная лента, которая обеспечивает герметичность в местах гвоздевых соединений и уберегает утеплитель от попадания влаги.

Обрешетка – поперечные планки, прибитые к контробрешетке через определенное расстояние.

Брусок 50х50 (контробрешетка) прибивается вдоль стропил, а на них (поперек) – планки 100х25 с разбежкой (обрешетка).

Контробрешетка обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства, что избавляет от образующегося там конденсата. Для того чтобы контробрешетка гарантированно выполняла свои функции, карнизный свес фальцевой кровли должен быть выполнен по следующей схеме:

Эффективную вентиляцию подкровельного пространства обеспечивает вентилируемый конек.

А также вентиляционная сетчатая лента из ПВХ, которая натягивается между обрешеткой и лобовой доской карнизного свеса.

Благодаря этим двум элементам обеспечивается постоянный продув подкровельного пространства.

Особого внимания заслуживает шаг обрешетки – расстояние, через которое прибиваются поперечные планки. В соответствии со сводом правил по обустройству металлической фальцевой кровли (СП 17.13330.2011) расстояние между отдельными планками обрешетки не должно превышать 200 мм. Это позволяет ноге человека, ступающего по кровельному покрытию, опираться сразу на две доски, что защищает металл от деформации.

По краям кровли (в местах кровельных свесов), а также в желобах создается сплошной дощатый настил шириной не менее 700 мм.

Некоторые пользователи нашего портала рекомендуют делать сплошную обрешетку по всей площади фальцевой кровли, что, в целом, ошибкой не является (особенно, если это совпадает с рекомендациями производителей фальцевых картин). Например, в соответствии с технологическими требованиями сплошная обрешетка в обязательном порядке «стелется» под цинк-титановую кровлю.

Более подробно о кровельном пироге и о материалах, из которых он создается, можно узнать, посетив соответствующий раздел FORUMHOUSE.

Заготовка материалов

Если вы решили изготавливать фальцевые картины из рулонного или листового проката, то без использования листогибочных и фальцепрокатных станков не обойтись. Приобретать подобное оборудование для личного строительства – нецелесообразно. Но это не значит, что гнуть металл следует вручную.

Лучше воспользоваться услугой бригады, у которой есть станок для прокатки картин. Качество кровли в этом случае будет лучше, чем если гнуть прокат руками. Существует даже отдельная услуга – «Прокат картин». Фактически каждая кровельная компания, у которой есть необходимое оборудование, предлагают её своим клиентам. Попробуйте поискать в вашем регионе.

Также с помощью листогибочного оборудования можно изготовить необходимые доборные элементы. Какие именно доборы понадобятся для строительства – это зависит от конструктивных особенностей кровли.

На фото представлены типовые профили, геометрия и размеры которых могут отличаться в зависимости от особенностей той или иной кровли.

Устройство и монтаж карнизного узла

Монтаж фальцевой кровли начинают с обустройства карнизных свесов. Сразу обращаем внимание на то, что карнизные свесы имеют различное исполнение. Оно напрямую зависит от конструкции водосточной системы. Водосточные системы, в свою очередь, могут иметь подвесные или же настенные водостоки.

Карнизный свес с подвесным желобом не имеет поперечных фальцев, благодаря чему кровля получается более герметичной и простой в обустройстве. Учитывая, что снег и наледь могут легко повредить подвесной водосток, поверхность кровли с длинными скатами приходится оснащать дополнительными элементами для снегозадержания.

Система с настенными водостоками и плоскими верхними отливами имеет более сложную конструкцию, а ее монтаж лучше доверять опытным жестянщикам. Жесткость системы с настенными водостоками на порядок выше, чем у ее аналога с подвесными желобами.

По поводу желобов: если они выполнены правильно, то хороши любые. Настенный – надежнее в плане жесткости, и за его сохранность я могу ручаться. Но есть слабое место – подводка картин (особенно если фальц одинарный). Подвесной лишен этого минуса, но его жесткость при определенных условиях эксплуатации может быть поставлена под сомнение.

Единого мнения по поводу того, какой водосток следует монтировать в комплекте с фальцевой кровлей, нет. Но какой бы вариант ни приглянулся лично вам, карнизный узел придется обустраивать по одним и тем же принципам.

Монтаж карнизного узла начинается с установки капельников и вентиляционной ленты.

Нижний карнизный профиль – «капельник» (по которому будет стекать конденсат, образующийся в подкровельном пространстве) – монтируется на стропила и накрывается гидроизоляционной мембраной. Делается это еще на этапе обустройства кровельного пирога.

Иногда нижний капельник не используется вовсе: например, если подкровельное пространство хорошо проветривается (с помощью вентилируемого конька – сверху и вентиляционной ленты – снизу). Но лучше, если он, все-таки, установлен.

Первым делом смонтировали пластиковую сетку на зазор между обрешёткой и лобовой доской. Поверх сетки набили карнизные планки, которые крепили к обрешётке кровельными оцинкованными гвоздями, забивая их в шахматном порядке. Планки монтировались по натянутому вдоль карнизного свеса шнуру, а сетка просто крепилась вплотную по краю.

Сетка ПВХ защищает подкровельное пространство от насекомых и мусора. Расстояние между карнизной планкой и вентиляционной сеткой должно быть не менее 2…3 см.

Если в составе кровли планируется использовать подвесные водостоки, необходимо заранее продумать способ установки карнизных крюков для водосточной системы. Так, длинные карнизные крюки, которые крепятся к верхней обрешетке, заводятся непосредственно под карнизную планку. Под каждый крюк необходимо сделать углубление в поверхности обрешетки. В противном случае фальцевые картины по краю свеса пойдут волнами.

Для придания карнизному свесу дополнительной жесткости, под карнизную планку устанавливаются металлические кровельные костыли.

Костыли врезаются в настил заподлицо с поверхностью обрешетки (по аналогии с водосточными крюками) и крепятся к ней саморезами.

Расстояние между двумя соседними костылями составляет 60…70 см.

Стандартные костыли имеются в продаже, при этом их вполне можно изготовить самостоятельно. Для изготовления костылей чаще всего используется стальная полоса – 40х4 мм. Заготовки требуемого размера свариваются между собой, после чего сверлятся и подвергаются антикоррозийной обработке (обрабатываются грунтовкой).

Стандартный Т-образный костыль для карнизного свеса имеет ширину от 100 до 200 мм, а его длина зависит от конструктивных особенностей кровли.

Костыли используются для усиления карнизных свесов, а также других элементов кровли. Поэтому они могут иметь разную геометрию, которая зависит от прямого предназначения изделия.

Фальцевые соединения сами по себе уже являются ребрами жесткости. Поэтому на кровлях с подвесными водосточными желобами кровельные костыли могут не использоваться, а могут быть заменены полосами из оцинкованного или окрашенного металла. Они устанавливаются вдоль свеса. Стальные полосы располагаются поверх карнизной планки или подкладываются под нее – в зависимости от геометрии карнизного профиля.

Перед монтажом фальцевых картин потребовалась установить дополнительные полосы металла, усиливающие жесткость свеса и формирующие выступ (50мм), за который потом крепили и обжимали загнутые края.

Завершив обустройство карнизного узла, можно переходить к следующему этапу работ. Но вначале немного расскажем о строительном инструменте.

Инструменты и приспособления для монтажа фальцевых картин

Киянка (пластиковая, деревянная или резиновая) и молоток – инструменты для формирования загибов и других элементов фальцевой кровли.

Шлязен (оправка, оправка-лопатка) – приспособление, которое служит для формирования гребней и обустройства замков в местах примыканий (ендовы, обходы вентиляционных каналов и дымоходов и т. д.).

Строительство домов

Когда закончен монтаж кровельного покрытия, начинается работа по обшивке свеса крыши. Делается это не только для защиты фасада и обеспечения вентиляции кровли, но и для придания законченного внешнего вида строению. В статье будет рассказано о том, какие материалы используются для этих целей и как производится подшивка карниза крыши своими руками софитом, профнастилом и деревянной вагонкой.

Содержание:

Устройство карниза кровли

Карнизный свес – это выступ стропил за пределы фасада дома. Он может быть как простым, так и с выносом. Первый более прост в исполнении, и при сильном ветре в нем не будет неприятно гудеть, чего не скажешь о втором варианте.

Узел свеса кровли

1- Желоб водостока;

3- фартук из металла на лобовой доске;

5- направление, по которому движется воздух;

6- брусок 5х5 см;

7- стропильная нога (кобылка);

8- подшивной материал;

10- доски являющиеся основой карнизного свеса;

11- опорный брусок для фиксации брейки.

Существует два вида карнизного свеса — боковой и фронтальный.

Фронтальный карниз крыши

Фронтальный нужен для защиты фасада дома. Он представляет собой боковые края наклонных скатов кровли. Соответственно у вальмовой (четырехскатной) крыши они отсутствуют.

Устройство фронтального свеса обыкновенной двухскатной крыши выполняется путём выпуска несущих перекладин, закреплённых на стропилах. Нередко можно встретить, когда фронтальный карниз образуется досками обрешетки, которые укладываются на пароизоляцию под кровельный материал. На них крепится карнизная доска, которая в дальнейшем будет обшиваться профнастилом или софитом.

Боковой карниз крыши

Боковой свес имеют все наклонные кровли. Он образуется стропилами, которые выдаются за пределы стены дома. Расстояние их выступа рассчитывается из высоты дома и ширины отмостки, зачастую это порядка 50-70 см.

Хоть и считается, что минимально допустимый размер свеса составляет 50 см, но встречаются и более узкие.

  • В этом случае стена дома обязательно должна иметь хорошую ветрозащиту, так как под косым дождем она будет сильно намокать.
  • Второй вариант исправить положение – установить кобылки, тем самым нарастив длину стропил. Но это довольно трудоемкий процесс, и при уже сделанной крыше, мало кто хочет все вскрывать и заново переделывать. Поэтому важно еще на этапе строительства предусмотреть необходимый размер свеса кровли.
Читать еще:  Как утеплить крышу гаража изнутри

Стропила соединяются между собой досками по всей длине карниза. В дальнейшем они будут закрыты облицовочным материалом.

Создание правильной вентиляции кровли через карнизы

Основной функцией любого карниза является защита крыши от атмосферных воздействий. Но при этом, он не должен препятствовать естественному вентилированию подкровельного пространства. Важно это не только для жилых мансардных этажей, но и для холодных крыш. Более теплый воздух, поднимающийся от земли, должен беспрепятственно проходить сквозь карниз и продвигаясь между пароизоляционным и кровельным материалом уходить через конек наружу. Именно по этой причине при подшивке карниза запрещено использовать различные герметики и монтажные пены. В противном случае будет образовываться конденсат, который приведет к намоканию кровельного утеплителя.

Но здесь есть исключения — вентилируемыми делаются карнизы только под скатами крыши, а все фронтальные свесы закрываются «наглухо».

Выбор материалов для подшивки свесов крыши

На сегодняшний день существует широкий ассортимент материалов для подшивки кровельного карниза. Безусловно, каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, но все они в полней мере защищают его от влажности, обеспечивают утепление и вентилирование кровли. Делая выбор в пользу того или иного материала, следует руководствоваться не только его красивым внешним видом, но и продолжительностью эксплуатационного срока.

Профнастил

Это оцинкованная сталь с разноцветным полимерным покрытием. Он устойчив к механическим повреждениям и перепадам температур, имеет необходимую жесткость, а также не боится ветровых нагрузок. Чтобы обеспечить необходимую вентиляцию, делается зазор между профнастилом и стеной дома равный высоте его волны.

Софиты

Это наиболее популярный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов. По сути – это пластиковые панели, внешне напоминающие сайдинг, но уже имеющие вентиляционные отверстия. Также от обычного сайдинга они отличаются и тем, что в их составе присутствуют УФ-стабилизаторы, которые защищают софиты от негативного влияния солнечных лучей.

Медные софиты

Это долговечный материал, внешне очень эстетичный и презентабельный, но и довольно дорогостоящий. Софиты из меди обладают высокими огнестойкими и прочностными характеристиками.

Алюминиевые софиты

Они очень легкие, пожаростойкие, эластичные, а при необходимости их ремонт не составит труда. Также имеют высокую стойкость краски, благодаря чему насыщенность цвета не меняется под воздействием ультрафиолета.

Недостатком является только скудность цветовой гаммы – их производят белого или коричневого цвета.

Оцинкованные софиты

Они долговечны и не нуждаются в дополнительном уходе. Это прочные софиты, которые не боятся влаги и огня. Но имеют довольно большой вес, что в некоторой степени делает их монтаж более трудоемким.

Виниловые софиты

Это недорогой и самый популярный вариант софитов для подшивки кровельных карнизов. Они обладают легким весом, прекрасно защищают от воздействий внешней среды, имеют благородный внешний вид, просты в установке, а также создают бесшовное полотно, обеспечивая полноценную вентиляцию подкровельного пространства.

На сегодняшний день их изготавливают из огнестойкого пластика, который, к тому же способен выдерживать серьезные нагрузки. Выпускаются трех видов:

  • сплошной трехполосный без вентилируемых отверстий;
  • полностью перфорированный;
  • трехполосный с перфорированной центральной полосой (самый популярный).

Независимо от выбранного материала софитов, все они довольно легко монтируются, и такая работа не составит труда даже для новичка в строительстве. Основное правило при их установке заключается в том, что располагаются они перпендикулярно стене, а не вдоль.

Деревянная вагонка и обрезная доска

До сих пор нередко можно встретить, что для подшивки карнизного свеса выбирается настоящая древесина. Так как она устанавливается снаружи дома и подвергается агрессивному влиянию окружающей среды, к выбору материала надо подходить ответственно. Нельзя экономить и покупать слишком тонкую вагонку, ее оптимальная толщина составляет 2 см. Также она должна быть средней влажности (не подойдет слишком влажная, так как ее может «повести», но и очень сухая тоже не лучший вариант).

Для обеспечения вентиляции, доски прибиваются с отступом от стены в 2 см.

Подшивка кровельного свеса по стропилам

Этот способ рационален для крыш с небольшим углом наклона. Сложность такого исполнения обшивки заключается в том, чтобы все края стропил образовывали ровную плоскость.

Но навсегда этого можно добиться, тогда выходом из положения станут небольшие доски, которые крепится на стропила. Их длина равна расстоянию от стены дома до края свеса. Чтобы установить их ровно, вначале прикручивается по одной доске с каждого края карниза и между ними натягивается шпагат. По полученному ориентиру крепятся все остальные отрезки досок. Обшивка к такому каркасу крепится на металлические уголки или шурупы.

Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу

Этот способ идеально подходит для крыш с большим наклоном. Для обустройства такого короба берется обрезная доска толщиной 4 см и крепится между стеной дома и краем стропил. Если одни ее край устанавливается непосредственно к стропильной ноге, то для фиксации второго края потребуется монтаж примыкающей к стене доски, которая сверху прикручивается к стропилам.

Возможен и второй вариант, когда вместо дополнительной вертикальной доски к стене дома крепится брус на дюбели.

На этом каркас короба закончен, и к нему можно крепить обшивку. Для обеспечения необходимой жесткости всей конструкции, крепить все следует не на гвозди, а на шурупы или уголки.

Подшивка карнизных свесов софитами

  • Софиты комплектуются двумя специальными планками, которые имеют формы буквы J или F. Она из них крепится к подготовленной на стене дома деревянной рейке, а вторая со стороны свеcа. В качестве креплений используются саморезы. Все планки должны крепиться абсолютно ровно по отношению друг к другу, поэтому рекомендуется, вначале произвести разметку.
  • Затем измеряется ширина карнизного свеса кровли и от полученного результата вычитается 6 мм. Делается это для того, чтобы создать необходимый зазор, который компенсирует тепловое расширение материала. Софиты нарезаются полосками нужной длины.
  • Подготовленные пластины слегка сгибаются и вставляются в пазы установленных профилей. Где они фиксируются саморезами.

  • Для того чтобы подшить угол карниза, длину планок софитов требуется плавно уменьшать, отрезая одну из сторон под углом в 45 градусов.

Для их соединения используются H-профиль или два J-профиля.

Более подробную инструкцию о том, как подшить карниз крыши софитами можно посмотреть на представленном ниже видео.

Важные моменты в работе с софитами

  • Крепится софит только под прямым углом и через специальные отверстия;
  • обязательно должен оставаться зазор, чтобы панель могла беспрепятственно расширяться или сжиматься;
  • оптимальный размер креплений: длина ножки 3 мм, ширина шляпки 8 мм. Они не должны быть прикручены плотно, а иметь зазор между шляпкой и поверхностью софита равный 1 мм;
  • расстояние между местами креплений равняется 40 см (можно чаще);
  • режут софиты с помощью циркулярной пилы с полотном, на котором зубья расположены в обратную сторону. Также можно воспользоваться ножницами по металлу или ножом. В последнем случае лучше всего начертить им место надреза, и сгибая по ней панель, отломить необходимый отрезок;
  • хранить и транспортировать софиты надо на ровной поверхности невысокими стопками (пачек 10-15);
  • несмотря на то что производителя заверяют возможность монтажа софитов даже в зимнее время, не рекомендуется проводить работы, если температура ниже отметки в 15 градусов.

Подшивка карнизов крыши профнастилом

  • Вначале на стену в горизонтальном положении прибивается брусок по уровню края свеса. На одном уровне с ним крепится второй брусок вдоль края стропильных ног;
  • профнастил нарезается нужной длины (не забывая про тепловой запас материала и необходимость вентиляционного зазора) и на саморезы прикрепляется к установленным брускам;
  • место стыка профлиста и стены закрывается планкой внутреннего угла, а соединение внешнего края со стропилами декорируется аналогичной планкой внешнего угла.

На этом монтаж профнастила завершен.

Подшивка кровельного свеса деревянной вагонкой или доской

Подшивку кровельных свесов удобнее всего производить снизу, стоя на строительных лесах или на стремянке.

Важно! Подшивать карниз следует только после того, как стены дома полностью утеплены снаружи, сделана пароизоляция и закончен монтаж облицовочного материала.

Перед обшивкой свесов вагонкой, все стропила на боковых карнизах, должны быть не только одной длины, но и быть точно параллельны стене дома. К ним крепятся обвязочные ветровые доски.

Когда все это выполнено, начинается монтаж крепления обшивки.

  • Вначале одна доска прикручивается к стене вертикально, нижний ее край должен находиться на уровне края стропил — на рисунке выше (1).
  • Вторая доска крепится между стропилами и доской номер 1 по их нижним краям (2). Она должна быть параллельно земле. Таким образом, и получается основа, на которую будет устанавливаться обрешетка.
  • Когда каркас подготовлен, начинается монтаж самой обшивки.
    • При обшивке кровельного карниза досками, между ними и стеной необходимо оставлять небольшой зазор. Сами доски выбираются ровные, хорошего качества и толщиной 1-2 см.
    • Чтобы обеспечит необходимое вентилирование подкровельного пространства при обшивке деревянной вагонкой, по всему периметру рекомендуется установить вентиляционные решетки с шагом в 1,5 метра.

Но зачастую, полагаясь на свойства древесины «дышать», большинство строителей не придерживаются этих правил.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector