Корень у слова кирпич
Слова с корнем и окончанием примеры 10 слов
Для того, чтобы определить слова, имеющие корень и окончание, и привести их примеры, необходимо для начала определить для каждого, что такое корень и окончание.
- Что такое корень слова?
- Что такое окончание слова?
- Слова, образованные с помощью окончания и корня
- Сервисы для разбора слова на корень, окончание и другие части
Начальная школа (3 — 4 классы): девчонка, большого, лапшой, парчовый, плечом, чужой, чёрный, крыжовник, течёт, стажёр.
Средняя школа (5 — 7 классы): ручонка, большой, медвежонок, парчовый, жёрнов, сачок, ночёвка, крыжовник, течёт, стажёр.
Начальная школа (3 — 4 классы): девчонка, речонка, мальчонка, большого, чужого, лапшой, парчой, моржовый, парчовый, сургучом, плечом, мячом, чужой, межой, лапшой, чёрный, жёлтый, пчёлы, крыжовник, изжога, течёт, сечёт, стажёр, дирижёр, шёл.
Средняя школа (5 — 7 классы): ручонка, мальчонка, большой, свечой, медвежонок, зайчонок, парчовый, жёрнов, чечётка, крючок, толчок, ночёвка, тушёнка, крыжовник, капюшон, испечён, течёт, горячо, протяжённость, окружённый, обнажённый, стажёр, ножовка, ожёг руку, ожог руки.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
водный — подводный — водяной — водник — подводник — водянистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
водный — водолаз — водосброс— водохранилище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
- гора — гористый — горный — горняк- горняцкий;
- угореть — загорать — перегореть — нагорать — пригореть.
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вода, село, поле, земля, небо, юный, белый, зелёный, первый, пятый, веду, несу, иду.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
- сельский
- домик
- юность
- голосок
2. приставки, корня , окончания
- предобрый
- соавтор
- побежим
3. приставки, корня, суффикса, окончания
- заплывать
- пришкольный
- украшение
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
- по—дружески
- набросив
- уплотнив
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
- -сяг- присяга, досягнуть, посягать;
- -у- разуть, обуть, обувь;
Ответы к стр. 24 — 25
1 ∗ . Прочитай. Найди и подчеркни в каждой группе слово, не однокоренное другим словам.
Гор/а, гор/ка, гор/ный, горелый , гор/истый.
Пятн/о, пятёрка , пятн/ышко, пятн/истый.
Гусь/, гус/иный, гусеница , гус/ята, гус/ыня.
• Выдели в однокоренных словах корень.
• К любому из лишних слов подбери и запиши однокоренные слова.
Пятёрка, пять, пятый, пятак, пятёрочка.
2. Прочитай. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность действий при нахождении корня в слове.
3. Сравниваю однокоренные слова и выделяю их общую часть.
1. Читаю слово. Выясняю его смысл.
2. Подбираю к слову родственные (однокоренные) слова.
4. Обозначаю корень знаком ∩.
3 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы. Отметь √ пары слов, которые являются однокоренными. Выдели в однокоренных словах корень.
√ ж ё лт/ый – ж е лт/ок √ г о ро х / – г о ро ш /инка
к о рова – т е лёнок д о рога – тр о пинка
√ п е со к / – п е со ч /ница сн е гирь – сн е гурка
• Подчеркни в однокоренных словах чередующиеся согласные в корне.
4. Прочитай. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.
Сын пись/мо пис/ал отцу
И поставил точку.
Дочка тоже к пись/мецу
При/пис/ала строчку.
• Подбери и запиши однокоренные слова к выделенному слову . Обозначь в словах корень.
Сын/, сын/ок, сын/очек.
5. Прочитай. Найди среди данных слов сложные слова. Выдели в них корни. Подчеркни соединительные гласные.
• Составь и запиши предложение с любым сложным словом.
Утконос охотится по ночам.
6 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст.
• Найди однокоренные слова и обозначь в них корень.
• Обозначь корень в выделенных словах.
• Найди и подчеркни слово, однокоренное слову ползти.
Методы лечения
Не стоит пытаться лечить высыпания на пенисе самостоятельно. Если это вызвано инфекцией или заболеванием, есть риск, что неправильно подобранные медикаменты дадут смазанную клиническую картину и, в последствии, приведут к хронизации болезни. Поэтому при обнаружении данной патологии, единственно правильным решением является обращение к специалисту.
Прежде чем составить план лечения доктор назначит пациенту сдать необходимые лабораторные анализы — анализ крови, мазок, соскоб. По полученным результатам врач сможет подобрать действенный способ лечения — медикаментозный или хирургический.
Медикаментозная терапия включает в себя:
● прием антибиотиков при инфекционных заболеваниях;
● местное применение противогрибковых мазей и прием соответствующих таблеток при грибковом поражении;
● если имеет место вирус, используют противовирусные лекарства и мази;
● в случае аллергической реакции исключают контакты с аллергеном и принимают антигистаминные препараты;
● нарушение работы сальных желез можно скорректировать специальными мазями.
Часто на период лечения рекомендуется воздержаться от половых контактов. Если присутствует зуд и жжение, уменьшить симптомы поможет теплая ванна 2 раза в день. Во время купания следует использовать антибактериальные средства гигиены.
Если решить проблему консервативно не представляется возможным, применяют хирургические методы. Чаще всего это касается остроконечных кондилом. В этом случае оперативная резекция дополняется приемом иммуномодулирующих препаратов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
III. Словарная работа
(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).
IV. Сообщение темы урока
У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?
Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)
У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.
V. Изучение нового материала
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Мотивация
У.: Послушайте сказку.
Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!
У.: Из чего же состоит это дерево?
У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)
У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).
– Чем похожи все эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Как она называется?
У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).
Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)
У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).
У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Назовите мне ее.
О.: Это часть – корень – ход.
У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).
У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).
У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).
– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.
– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
– Ясен ли смысл слов? (Нет.)
– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)
У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.
– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.
– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).
О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.
2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).
Дидактическая игра «Найди свой дом».
– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).
Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?
У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)
– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).
– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).
– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).
У.: Какой вывод можно сделать?
О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.
У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.
– А как написан корень в однокоренных словах?
У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.
– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).
(После записи выделяется корень в словах.)
У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).