Дорогие кирпичи с клеймом - Домашний мастер MoyDom-irk.ru
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дорогие кирпичи с клеймом

Прогулки по Самаре: Где можно увидеть клеймо на кирпичах (адреса и фото)

Каждый завод помечал свои кирпичи особым клеймом, которое было знаком качества. Обычно наносились Фамилия или инициалы. В Самаре до сих пор можно найти настоящие клеймо. Где-то они хорошо сохранились, а где-то не очень, но главное, что они есть, просто их мало замечают.

Признаюсь, когда мы обходили адреса с клеймеными кирпичами, местные жители недоверчиво косились на нас и спрашивали, что мы высматриваем на стене. Когда я отвечала, что ищу клеймо на кирпиче, некоторые непонимающе переспрашивали: «Чего? Какое клеймо?», другие просто глазели в окно.

Мы собрали самые известные экземпляры, которые войдут в этот пост. Тут можно найти реальные адреса и потом устроить себе экскурсию по старой Самаре.

Здание усадьбы просто усеяно кирпичами с фамилией Рябова. Такие четкие клейма встречаются редко, выглядят они как свежие. Братья Тихон и Федор Рябовы владели кирпичными заводами. Известно, что они производили продукцию примерно до 1912 года. Завод Тихона имел клеймо «ЗТР», а Федора — «З.Ф.З. Рябова».

Чагино

Чагино — деревушка на резком повороте Москва-реки, на левом берегу, между Капотней и за Марьино, если смотреть от центра Москвы. В Марьино издревле существовала небольшая деревушка, Капотня уже в XIV веке, когда впервые упоминается в письменных источниках, представляла собой довольно крупное поселение. Между ними располагалось Чагинское болото. А там, где болото — там и торф.

Торф — выгодное топливо для печей обжига кирпича, и в конце XIX века его широко использовали в этом качестве. Дровяные печи требовали значительного количества топлива, и уже в тот период времени его требовалось подвозить, к тому же эффективность дровяных печей уступала таковым же торфяным, и большинство кирпичных производств в 1880-1890х годах перешли на использование торфа.

Наличие собственного торфяного производства обеспечивало кирпичным заводам Помеловых дешёвые и своевременные поставки топлива, что было и выгодно, и удобно. Наиболее вероятно, что транспортировка торфа осуществлялась по Москва-реке, поскольку и в Сабурове, и в устье реки Котловки в Нижних Котлах сущестововали пристани. В Капотне находился свой кирпичный завод — Герасима Петровича Блудова, возможно поставки торфа осуществлялись и для него.

В 1892-1898 году Чагинское болото стало местом строительства очистных сооружений — люблинских полей орошения. Вероятно, что Помеловы выступали подрядчиками или субподрядчиками работ, и выборка торфа в том числе осуществлялась в рамках переобустройства московской канализации. В Чагино сточные воды после фильтрации через песок и биологической очистки (впервые в мире) сбрасывались в Москва-реку. Эта система была удостоена Золотой медали на Международной выставке в Брюсселе.

29 июля 1904 года деревня Чагино и её окрестности были полностью разрушены смерчем. Новая застройка велась медленно и поскольку уже тогда начали складываться контуры будущей промзоны Капотня, в первую очередь восстанавливались производственные и промышленные объекты. Упоминаний торфяном заводе Помеловых в этот период уже нет, но, возможно, именно смерч стал форс-мажором, отчасти определившим судьбу дела Помеловых.

3. Самовары

Электрические самовары начали производить в СССР с 1956 года и они, как и фарфоровые сервизы с мельхиоровыми наборами были во многих семьях. Обычный электрический никелированный или латунный трехлитровый самовар с вмятинами, потертостями и сколами стоит не больше 500 рублей.

Попросить сумму больше можно за идеальное состояние в сочетании с возрастом более 40-50 лет, декорирование народными промыслами или нестандартно большой объем самовара.

Примеры цен:

Дровяной никелерованный самовар 7 литров — 12 тысяч рублей.

Сувенирный самовар из гжельского фарфора 3 литра — 7 тысяч рублей.

Тульский электрический никилерованный самовар 3 литра — 2500 рублей.

Бабушкино наследство: Самые дорогие вещи из советской квартиры, за которыми охотятся коллекционеры

Фото © ТАСС / Бойко П.

Вам кажется, что всё это пыльный хлам, и хочется как можно быстрее вынести на помойку? Погодите выбрасывать, это может стоить кучу денег. Больше всего антикварами ценится мебель из дерева 1920–1930-х годов. Венский стул этого времени стоит от 2 тыс. рублей. Комодики — от 5 тыс. рублей, а металлическая кровать с «шишечками» — от 7 тыс. рублей. В зависимости от породы дерева и сохранности вещи цена какого-нибудь подвесного шкафчика может доходить уже до 12 тыс. рублей, а платяного шкафа с зеркалом — до 58–70 тыс. рублей. Комод из красного дерева стоит от 35 тыс. рублей, с мраморной плиткой — до 48–50 тыс. рублей. А книжный шкаф из дуба — 85 тыс. рублей.

Фото © ТАСС / Бойко П.

Вам кажется, что деревянная мебель слишком обшарпана? Тогда её за меньшую цену могут приобрести мастера, занимающиеся восстановлением мебели, и дизайнеры, которые её переделывают. Ценятся даже элементы декора — старинные ручки от комодов, шкафов и дверей, вешалки (1–17 тыс. рублей), зеркала, старинные сундуки, полные наборы стульев (до 30 тыс. рублей), стульчики для пианино (5 тыс. рублей), хорошо сохранившиеся хлебницы и полки, рамы (от 1 до 17 тыс. рублей). Цена за медицинский шкафчик может доходить до 20 тыс. рублей.

Фото © ТАСС / Кадыркулов А.

Не стоит пренебрегать тем, что можно найти внутри бабушкиного серванта. Там вполне могут оказаться редчайшие находки. Например, стеклянная мерная чашечка, привезённая прадедом из Германии, может принести вам от 5 тыс. рублей, а крохотная стеклянная солонка — от 1,8 тыс. рублей. Старинные серебряные ложечки, которые раньше дарили детям на год, могут принести от 1,5 до 3 тыс. рублей. 2,5–3 тыс. будет стоить самая обычная советская ложка производства 1920-х годов. А ложки из Германии или Англии этого же периода принесут вам до 5 тыс. рублей.

Мельхиор не так ценится, как серебро. Набор из мельхиоровых ложек будет стоить примерно столько же, сколько стоит серебряная ложка этого же периода. Не очень дорого стоят мельхиоровые наборы стопок, сухарницы, подносы и сахарницы — в среднем около 1,5 тыс. рублей. Не стоит выбрасывать на помойку жестяные сумочки-сундучки. Такая вещица выпуска 1940-х годов принесёт вам до 5 тыс.

Читать еще:  Строим коттедж брус или кирпич

Приёмники и телевизоры

Фото © ТАСС / Алешкевич В.

Транзисторные приёмники позднего СССР стоят недорого — от 600 рублей и до 2–3 тыс. — в зависимости от состояния и производителя. Дороже стоят ламповые приёмники более раннего периода и особенно времён Великой Отечественной войны — их цена может варьироваться от 3 до 7 тыс. рублей. Ламповый приёмник «Беларусь» в отличном состоянии может принести больше 30 тыс. рублей.

Хоть как-то работающий старый телевизор 1950-х годов (например, «Радий») может принести от 5 тыс. рублей и больше. Особенно ценятся самые первые телевизоры с линзами. Там одна только линза стоит от 3 тыс. рублей.

Соседняя цивилизация или НЛО: Кто подаёт подводникам сигналы из океана с глубины 8 км

Сумочки и ремни

Спросом у коллекционеров пользуются винтажные дамские сумочки 1910–1930-х годов. Очень часто такие вещицы бывают импортными, а цена доходит до 30–50 тыс. рублей. Например, кольчужная театральная сумочка из Франции 1920-х годов может стоить около 60 тыс. рублей, бархатная — около 6 тыс. рублей, бисерная — примерно столько же. Кожаные сумочки так не ценятся — большая часть из них не принесёт больше 1–2 тыс., ценятся сумочки и портмоне из натуральной кожи крокодила — их цена может доходить до 5–7 тыс. рублей.

Фото © ТАСС / Кузнецов Николай

Обычные кожаные и офицерские ремни стоят 1–2 тыс. рублей. Ремни ВМФ СССР стоят подороже — 3–7 тыс. рублей. А «царскую» пряжку ремня можно продать за 1–1,8 тыс. рублей. Гораздо больше ценятся этнические изделия. Например, украшенный серебром женский кожаный пояс с Кавказа антиквары могут оценить в 30–50 тыс. рублей.

Фото © ТАСС / Метелица Сергей

По-прежнему коллекционерами, специалистами и антикварами ценится советская фототехника — камеры и объективы. Исправную «Смену» оценят в 1,5 тыс. рублей, исправный ФЭД 1938 года — в 12 тыс. рублей, а вот послевоенные ФЭДы будут стоить значительно дешевле — только 2–3 тыс.

Фотоаппарат «Зоркий» выпуска 1950-х годов принесёт 5–7 тыс. рублей, редкий «Сокол» — 15–17 тыс. рублей, «Искра» с выдвигающимся объективом — около 3–4 тыс. рублей, «Аврора» — 20 тыс. рублей, а старинная камера-обскура — 10–12 тыс. рублей.

Спекуляция, подлоги, пропаганда и наглая ложь: Чем на самом деле занимались американские послы в СССР

До сих пор чрезвычайно популярны одежда и сувениры с московской Олимпиады 1980 года. Новые ботинки из СССР с такой символикой стоят около 10 тыс. рублей, зонт — 2,5 тыс., таллинский ремень с эмблемой Олимпиады — 1 тыс. рублей, кошельки — 500 руб., платки — до 1,9 тыс. рублей, футболки — 1,5 тыс. рублей, зажигалки — 5–10 тыс. рублей, статуэтки «Олимпийский Мишка» стоят от 1,5 тыс. до 7 тыс. рублей, а за редкую статуэтку могут просить и до 40 тыс. рублей.

Наверное, не было в СССР ни одного дома и ни одной квартиры, обитатель которых не занимался бы коллекционированием значков. Знатоки собирали коллекции сериями — гербы городов, редкие животные. Многие значки выпускались миллионными тиражами, и потому цена их и сейчас составляет от 50 до 150 рублей. Но среди массовой продукции можно найти уникальные экземпляры. По большей части это наградные значки или значки, вручавшиеся по особым случаям. Например, около 30 тыс. рублей стоит значок 1940-х годов «Отличный пожарный», который вручали сотрудникам НКВД. Столько же стоит значок «Отличный торпедист», который вручали младшим командирам с 1942 по 1957 год.

Значок «Отличник наркомата пищевой промышленности», который стали выпускать в 1940 году, оценивается на 10 тыс. рублей дороже. Значок, который вручали выпускникам военно-морского факультета Первого Ленинградского медицинского института им. Павлова стоит 50 тыс. рублей, а значок высшей инженерно-технической школы комсостава РККА и значок «Отличник соцсоревнования» оцениваются в 90–95 тыс. рублей. Знак «Заслуженный лётчик-испытатель» и значок общества добровольного воздушного флота «Добролёт» стоят около 150 тыс. рублей, а «Отличник хозяйства Моссовета» и награда «За индустриализацию страны!» могут потянуть на полмиллиона рублей.

Разумеется, продать всё это — тоже большая работа. Самый простой способ — созвониться со скупщиком и продать ему всё добро оптом, но потерять на этом можно от 30 до 70% стоимости вещей. Можно попытаться продать всё это самим, а можно воспользоваться специализированными форумами и аукционами, на которые заходят настоящие ценители старины.

Столовые приборы

Полный комплект, которым ни разу не пользовались, стоит дороже. Если утеряны несколько чайных ложек или слезла эмаль с ножей, у покупателя будет повод сбить цену минимум на 50%.

Ценятся приборы из драгметаллов: немецкий комплект из 56 предметов в позолоте продают за 35 000 Р , а мельхиоровый набор из 24 предметов с посеребрением можно продать за 3000—8000 Р . На таких приборах обычно стоят сразу два клейма: проба и завод-изготовитель.

Наборы из нержавейки стоят в среднем полторы-две тысячи. Можно продать дороже, если найдется покупатель, которому нужен именно такой рисунок, как на вашем наборе. Например, мне для полной коллекции не хватало ножей с белыми цветочками на зеленой эмали, и если бы владелец запросил больше 150 Р за штуку, мне пришлось бы согласиться: у других продавцов ножей с таким рисунком найти не удалось.

Однако если приборы сделаны в довоенное время, удастся выручить больше: за одну вилку 1930-х годов просят 2000 Р . Будь она в идеальном состоянии, цена бы начиналась от 3000 Р .

Понять, насколько изделие старинное, можно по клейму: до конца 19 века клеймо было выпуклым, а потом его стали углублять в металл.

Читать еще:  Оборудование для изготовления силикатного кирпича
РазмерСтоимость
25х25мм1850₽
35х35мм2100₽
45х45мм2700₽
55х55мм2900₽
75х75мм3500₽
95х95мм4200₽
10х50мм1950₽
12х70мм2150₽
14х90мм2450₽

Предпочтительнее изготавливать изделие из латуни, так как данный материал считается более прочным и жаростойким. Латунь типа ЛС-59 наименее подвержена деформациям, образованиям трещин и потере жесткости.

Более дешевый вид клише — из магния. Магний имеет меньшую жесткость, что позволяет проводить гравировку быстрее без поломки фрез. Но имеется недостаток: магниевое клеймо для выжигания по дереву менее прочное, чем латунное.

Как выжигать клеймом на ручке

90 процентов клиентов покупают клеймо на ручке — это самое дешевое и надежное средство нанесения отжига. Для нагрева используется газовая горелка для розжига костра. Альтернативный вариант нагрева: от электрической плитки или газовой плиты.

Клише разогревается в течение 4-9 минут горелкой. Время нагрева прямо пропорционально площади клейма. Более габаритное изделие дольше греть, но большое количество металла в основании позволяет больше аккумулировать тепла. То есть, чем больше клише для дерева, тем дольше его греть, но остывает оно значительно медленнее.

Важно: изделия площадью более 25 квадратных сантиметров предпочтительнее оснащать усилением. Это предотвратит возникновение деформаций и выгибаний.

Усиление представляет собой основание из металла (сталь), зафиксированное на клейме. Металлическая пластина служит фиксатором жесткости и аккумулятором тепла — клише для нанесения отжига на дереве будет остывать медленнее на 50%.

Перегретое клеймо создает пережигание, что делает оттиск неэстетичным. Недогретое клише создает маловидимый оттиск. После 5-10 отжигов на дереве легко определить оптимальное время нагрева для максимально эстетичного и качественного оттиска.

Как наносится оттиск клише:

  • Держим клеймо за деревянную ручку и греем горелкой основание;
  • После разогрева 4 минуты ставим пробный отжиг;
  • Если оттиск слабо виден, продолжаем нагрев;
  • Ставится повторяй оттиск. Держать клеймо на дереве 3-5 секунд.

    Как выжигать клише на паяльнике

    Устройство на паяльнике позволяет реализовать нагрев от розетки, что удобно. Имеется недостаток: электрические паяльники мощностью более 100 Вт оснащены керамическим основанием. После длительной эксплуатации данное основание трескается, что выводит паяльник из строя.

  • Включить паяльник в розетку;
  • Подождать 5-10 минут;
  • Нанести отжиг;
  • Выключить устройство из розетки.

    На заметку: площадь клейма для надежного паяльника мощностью 100 Вт должна быть не более 12 см.

    Для более габаритных устройств для нанесения отжига на дереве электрическим методом требуются паяльники мощностями, Вт:

  • 200;
  • 300;
  • 400;
  • 500.

    Для изготовления данного типа клейма берется обычный паяльник и вытачивается латунная втулка-переходник с резьбой. Также резьба имеется в клейме. При желании можно менять клише и не обязательно приобретать несколько нагревателей.

    Гравировка производится при помощи станка ЧПУ. Предоставленный заказчиком макет переносится в кривые, после чего делается эмуляция, как будет выглядеть логотип на клейме. Каждый макет редактируется, чтобы на отжиге не было смешивания линий. Расстояние между кривыми должно быть не менее 1мм. Глубина гравировки на клише делается максимальной в зависимости от размера основания.

    Процесс изготовления:

  • Отрисовка макета
  • Процесс гравировки
  • Обрезание клейма по форме заказчика
  • Создание резьбы в основании, ручки

    Гиганты фарфоровой промышленности СССР

    На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.

    Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

    Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

    Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

    Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

    Ретроспектива по годам:

    В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

    В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

    В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

    Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

    С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

    В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

    • I – красная;
    • II – синяя;
    • III – зелёная.

    Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

    Фарфор Вербилки

    Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

    Клейма по годам:

    С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

    С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

    1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

    С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

    Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

    Гжель

    Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

    В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

    Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

    В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

    После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

    С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

    В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

    Дулёво

    Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

    В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

    Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

    С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

    В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

    Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

    1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

    Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

    С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

    С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

    Первомайский фарфоровый завод

    Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

    Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

    • высший обозначался красным;
    • I – синим;
    • II – зелёным;
    • III – коричневым.
    vote
    Article Rating
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    0
    Would love your thoughts, please comment.x
    ()
    x
    Adblock
    detector