0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор цементной отрасли россии

  • Спрос на жидкий бетон и изделия из железобетона
    • 1. Характеристики строительства жилых зданий в 2020 г.
    • 2. Производство конструкций и изделий из железобетона
    • 3. Анализ рынка товарного бетона
  • Оговорка, ограничивающая ответственность
  • Вывод

Производство бетона – выгодный, актуальный бизнес, обслуживающий строительную сферу. Спрос на бетон есть всегда, даже во времена кризиса. Из-за экономической ситуации в стране объемы строительства могут снижаться или повышаться, но дома и сооружения будут строиться всегда.

Аналитики компании «Железобетон» опубликовали данные о том, как происходило развитие бетонной промышленной сферы в 2020 году. Цель анализа: изучение рынка изготовления бетона и бетонных изделий в различных регионах РФ за 2019, 2020 гг..

программа форума

НачалоОкончаниевремя докладаТемаДокладчик
9:00:009:10:000:10:00Открытие форумаИван Шульгин, руководитель Центра бетонных технологий
9:10:009:25:000:15:00Приветственное слово МС-BauchemieИван Баталов, эксперт по бетону, директор по продажам MC-Bauchemie
9:10:0010:10:001:00:00ГОСТ 31108-2020: новые возможности и спорные аспекты обновленного стандартаАнна Ружицкая, руководитель технического маркетинга компании LafargeHolcim
10:10:0011:10:001:00:00Проблемы водоотделения цементов: причины и методы уменьшения — БрыковБрыков А.С., д. т. н., профессор, зав. кафедрой химической технологии строительных и специальных вяжущих веществ, СПбГТУ (ТУ)
11:10:0011:40:000:30:00кофе-брейк
11:40:0012:20:000:40:00Текучесть цемента:обзор влияющих факторов, методы испытанийДокладчик уточняется. НТЦ СибНИИ Цемент
12:20:0013:20:001:00:00Оборудование цементного производства: окупаемость затрат при автоматизации технологических процессовГеоргий Горгодзе, руководитель службы технической поддержки продаж AKKERMANN cement
Регата
НачалоОкончаниевремя докладаТемаДокладчик
9:00:0010:00:001:00:00Изменения рынка бетона: основные направления, тренды, потребности. Требования к цементам от потребителей: регламентируемые и незакрепленные в нормативной документацииЕвгений Кучуев, руководитель отдела продаж по бетонной индустрии, ЮФО
10:00:0011:00:001:00:00Претензии от потребителя:алгоритмы отработки некоторых видов рекламацийАлексей Романов, продакт-менеджер, MC-Bauchemie
11:00:0012:00:001:00:00Химическая модификация свойств цемента как инструмент конкуренции на рынкеАндрей Васильев, руководитель отдела исследований и разработок, MC-Bauchemie
12:00:0011:30:000:30:00кофе-брейк
11:30:0013:00:001:00:00Подтверждение качества цемента в системах сертификации и декларацииСтржалковская Наталья Владимировна, директор по техническому маркетингу АО ЕВРОЦЕМЕНТ груп
13:00:0012:30:001:00:00Изменение потребительских свойств цемента через настройку параметров помолаСивков Сергей Павлович, руководитель центра сертификации цемента
12:30:0013:30:000:30:00Подведение итогов
экскурсия Абрау-Дюрсо

Амурский ГХК

Владельцы: «Сибур» и China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec). Технологические партнёры — Linde, НИПИГАЗ, Univation Technologies и Chevron Phillips. НИПИГАЗ также управляет проектированием и строительством объектов общезаводского хозяйства.

Зачем нужен. Предприятие должно стать одним из крупнейших в мире по производству базовых полимеров: полиэтилена и полипропилена, необходимых в промышленности, машиностроении, медицине и даже в производстве детских товаров.

Как отметил премьер-министр Михаил Мишустин, это один из главных инвестиционных проектов России.

Он имеет стратегическое значение для газовой отрасли страны и для экономического состояния Амурской области.

Завод планируют оснастить самым современным оборудованием, Например, в составе основного оборудования появится крупнейшая в мире установка пиролиза (это первый этап переработки поступающего сырья). При этом объект должен будет обеспечить тысячи рабочих мест.

Инвестиции. Бюджет проекта — $11 млрд, 40% финансирования обеспечила компания Sinopec. Также в завод вложилась госкорпорация ВЭБ.

Ход строительства. Оно началось в августе 2020 года недалеко от Амурского ГПЗ. Запустить объект планируют в 2024 году совместно с запуском четвёртой очереди Амурского ГПЗ — он будет снабжать ГХК сырьём.

Технология производства

Технология определяется в зависимости от особенностей подотрасли. В обобщенном виде производственный цикл включает следующие стадии:

  • Добыча полезных ископаемых, смесей или нерудных материалов, которые проходят последующую очистку и обработку.
  • Получение готового продукта или подготовка для дальнейшего производства посредством дробления, смешивания, просушивания и так далее.
  • Формовка конечного продукта посредством химической, физической обработки. К примеру, формовка бетонных элементов.
  • Контроль качества и проверка изделия на соответствие государственным или иным стандартам, нормативной документации.

Количество стадий определяется непосредственными особенностями сферы производственной деятельности. Вполне возможно, что для получения строительного материала достаточно использовать первый пункт.

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степени подготовки. Избыточные мощности отдельных предприятий в составе металлургических холдингов позволяют не только обеспечивать сырьем собственное производство, но и осуществлять межхолдинговые и экспортные поставки ЖРС.

Большинство предприятий делают ставку на увеличение степени подготовки и качества ЖРС, при этом приоритет отдается внутренним поставкам, тогда как экспортное направление остается второстепенным. Основными потребителями российского ЖРС за рубежом выступают Китай, страны ЕС и Турция, но структура российского экспорта меняется вслед за изменением конъюнктуры мирового рынка.

Читать еще:  Затирка цементная 25кг серая white hills

Татьяна Дмитриева

ЖРС представляет собой вид металлургического сырья, которое используется в черной металлургии для производства чугуна и металлизованного продукта, а также в выплавке стали. ЖРС подразделяется на подготовленное или агломерированное (агломерат, окатыши) и неподготовленное или неагломерированное (железорудный концентрат, доменная руда и аглоруда). Агломерированное ЖРС изготавливается из неагломерированного на специализированных фабриках металлургических горнорудных предприятий и обжиговых машинах ГОКов.

Динамика производства ЖРС и игроки рынка

В 2016 году в России было произведено более 100 млн тонн ЖРС разной степени подготовки, из которых 57% пришлось на долю концентрата, 33% – окатышей, 5% – агломерата и 5% – на долю аглоруды. В целом на протяжении нескольких последних лет объемы этого производства в стране остаются относительно стабильными в пределах 99-104 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства ЖРС в России, 2010-2016 гг.

Отечественную горнорудную отрасль отличает высокая степень концентрации производства – более 70% продукции производится пятью крупнейшими ГОКами страны (рис. 2). При этом на долю четырех комбинатов Курской магнитной аномалии (КМА) – Лебединского, Михайловского, Стойленского и «КМАруда» – приходится 54% производимого в стране товарного ЖРС (Стойленский ГОК при этом занимает 17% российского рынка, Михайловский – 17%, Лебединский – 18%). Из 11 предприятий, производящих 95% ЖРС России, только Михайловский, Стойленский ГОК, «Яковлевский рудник» и Бакальское РУ осуществляют добычу богатой железной руды.

Рис. 2. Производство ЖРС в России по видам и компаниям (тыс тонн)

Источник: Данные компаний, СМИ.

Производство окатышей налажено на Лебединском, Михайловском, Качканарском ГОКах и «Карельском окатыше», в то время как агломерационные цеха есть только на предприятиях ЕВРАЗа. Со второй половины 2016 года к производству окатышей приступил также Стойленский ГОК.

На базе Лебединского ГОКа действует единственный в Европе цех по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ), которое не относится к ЖРС, поскольку фактически представляет собой продукты металлургического передела, но может конкурировать с ним на рынке. Ежегодно предприятие производит более 2,5 млн тонн брикетов, содержание железа в которых близко к 95%.

Большая часть мощностей по добыче железной руды и производству ЖРС входит в состав крупных металлургических предприятий и холдингов России – «Металлоинвест», ЕВРАЗ, «Северсталь» и другие (см. таблицу 1). Привлекательность этих активов объясняется прежде всего высокой (до 50%) долей затрат на ЖРС в себестоимости чугуна. Кроме того, в условиях рецессии и соответствующего снижения спроса и цен на готовую продукцию черной металлургии наличие железорудных активов позволяет увеличивать долю внутрихолдинговых поставок ЖРС, тем самым сокращая издержки и повышая конкурентоспособность продукции.

Таблица 1. Горнорудные активы в составе основных производственных холдингов России

Компания/холдинг

Перечень активов

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

Качканарский ГОК, «Евразруда», «Тимир», Западно-Сибирский МК

«Карельский окатыш», Оленегорский ГОК, Череповецкий МК

Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, «Уральская сталь», Оскольский ЭМК

Стойленский ГОК, Новолипецкий МК

Коршуновский ГОК, Челябинский МК

Бакальское РУ, Высокогорский ГОК

Богословское РУ, МЗ им.Серова

По данным «Металл Эксперт», доля агломерированного сырья, закупаемого российскими компаниями на свободном рынке, составляет 18% от потребления, неагломерированного – 25%.

Металлургические холдинги характеризуются разной степенью обеспеченности ЖРС. Так, «Металлоинвест» полностью обеспечивает свое производство сырьем и выступает основным его поставщиком другим холдингам. Согласно контрактам, заключенным в августе 2017 года, «Металлоинвест» до июня 2018 года поставит 1,8 млн тонн железорудного концентрата «Северстали», 1,6 млн тонн железорудного концентрата, аглоруды и окатышей Челябинскому МК, а также 3,4 млн тонн железорудного концентрата и окатышей Западно-Сибирскому МК.

Основные закупки ЖРС металлургическими компаниями приходятся на неагломерированное сырье. Но при этом отдельным предприятиям часто не хватает собственных агломерационных мощностей, вследствие чего они закупают дополнительные объемы подготовленного ЖРС. Например, «Северсталь», закупая железорудный концентрат, выступает поставщиком окатышей на внутренний рынок.

Курс на модернизацию

В настоящее время многие предприятия по выпуску ЖРС реализуют программы модернизации и расширения производства. Так, в ноябре 2016 года на Стойленском ГОКе была запущена фабрика окомкования окатышей мощностью 6 млн тонн с перспективой увеличения до 7,2 млн тонн. Там же было установлено новое оборудование по измельчению руды, обеспечившее прирост производства железорудного концентрата на 1 млн тонн в год. Продолжение этого проекта добавит ГОКу еще около 800 тыс. тонн концентрата в год, а к 2018 году обеспечит увеличение мощностей по добыче и переработке железной руды до 37 млн тонн, производство концентрата – до 17,4 млн тонн в год, что на 100% закроет потребности группы в ЖРС.

Читать еще:  Какая прибыль от продажи цемента

«Металлоинвест» в 2017 году запустил в эксплуатацию комплекс ГБЖ-3, с его выходом на проектную мощность компания сможет производить не менее 4,5 млн тонн ГБЖ в год. Для увеличения объема производства и повышения качества сырья, необходимого для этого комплекса, была проведена модернизация обогатительной фабрики и фабрики окомкования, обеспечившая выпуск на Лебединском ГОКе дополнительных объемов концентрата и окатышей.

Ковдорский ГОК реализует приоритетный инвестиционный проект в Мурманской области по модернизации мощностей, который, в частности, позволит увеличить объемы переработки руды с 19 млн до 22 млн тонн в год.

Качканарский ГОК переводит основной карьер на комбинированную схему транспортировки руды, что позволит интенсифицировать горные работы и увеличить производительность предприятия.

Неприоритетный экспорт

В 2016 году из России было вывезено порядка четверти произведенного ЖРС, более 60% экспортного объема при этом пришлось на неагломерированную руду, но больше половины экспортной выручки было достигнуто за счет поставок агломерированной руды ввиду ее более высокой стоимости.

В целом горнорудная отрасль России обладает избыточными мощностями по производству ЖРС, что способствует ее деятельности на внешних рынках. Вместе с тем, для большинства российских компаний экспортное направление сбыта ЖРС остается второстепенным. Сдерживающим фактором его развития, по мнению аналитиков «Металл Эксперт», выступает низкая конкурентоспособность российской продукции, обусловленная более высокими затратами на добычу руды и длинным транспортным плечом.

Кроме того, сегодня российскому экспорту ЖРС не способствует и профицитное состояние мирового рынка, вызванное опережающим ростом добычи руды и производства ЖРС ведущими горнорудными компаниями мира (Rio Tinto, BHP Billiton и другими) по сравнению с существующим спросом, в первую очередь со стороны крупнейшего потребителя сырья – Китая. Так, если в 2011 году вследствие значительного спроса Китая на ЖРС цена 1 тонны достигала $190, то в течение 2014-2015 годов из-за сокращения сталелитейных мощностей в стране мировые цены на сырье упали практически втрое.

К концу 2015 года тонна сырья на мировом рынке продавалась по цене менее $35 за тонну, что было ниже уровня 2009 года. С начала 2016 года цены начали восстанавливаться, но до конца 2017-го почти не поднимались выше $65 за тонну. Согласно прогнозам аналитиков Morgan Stanley, профицитное состояние мирового рынка сохранится минимум до 2020 года, что обусловит соответствующий низкий уровень цен.

Треть российского ЖРС в 2016 году была отправлена в Китай, крупными покупателями были также Словакия, Украина, Турция и Финляндия (рис. 3).

Рис. 3. Структура экспорта российского ЖРС по странам в 2016 г., %

Источник: Статистика ВЭД.

По данным НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК), за 10 месяцев 2017 года экспорт руды и ЖРС по железной дороге снизился на 10% к аналогичному периоду прошлого года. Как отмечают эксперты ОВК, экспорт продолжил снижаться за счет роста внутреннего потребления отечественными металлургическими заводами, при этом наблюдалось существенное перестраивание грузопотоков. Поставки снизились в первую очередь в Китай (-30%), Словакию (-40%) и Финляндию (-30%). Зато существенно выросли отгрузки в Германию (+80%), Японию (в 3,5 раза) и Сербию (в 6 раз). Отправки в эти страны наращивали Лебединский и Михайловский ГОКи и «Карельский окатыш».

Тенденция падения экспорта ЖРС и руды подтверждается и динамикой их перевалки через порты России. Так, согласно данным АО «Морцентр-ТЭК», объем переработки этого сырья в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего снизился почти на 30%. Падение объемов наблюдалось в портах Новороссийск, Мурманск, Ванино и Большой порт Санкт-Петербург, на которые приходится более 95% объема перевалки этого вида груза (рис. 4).

Рис. 4. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России в 2017 г. (тыс тонн)

Источник: АО «Морцентр-ТЭК».

В настоящее время перевалка ЖРС ведется не только через российские порты, но и через порты Прибалтики и Украины (рис. 5). Кроме того, ЖРС с «Карельского окатыша» частично отправляется через финский порт Коккола.

Рис. 5. Динамика перевалки руды и ЖРС через порты России и сопредельных государств, 2007-2016 гг. (млн тонн)

Источник: ООО «Морстройтехнология».

Но в связи с правительственной установкой «российские грузы – российским портам» экспортеры ЖРС постепенно переориентируют грузопотоки. У «Металлоинвеста» как крупнейшего экспортера ЖРС в этом случае возникает потребность в новых портовых мощностях. О намерении построить новый терминал на территории НМТП мощностью до 10 млн тонн компания заявляла еще в 2014 году, тогда же с НМТП было подписано соглашение о намерениях. Через терминал планировалось отгружать на экспорт окатыши, ГБЖ и чугун в направлении стран Средиземноморского, Азиатско-Тихоокеанского регионов, стран Северной Африки и Ближнего Востока, переключив эти грузопотоки с украинских портов Ильичевск и Южный.

Читать еще:  Цементный блок для стен

Первоначально терминал предполагалось строить на территории Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ), входящего в состав НМТП. Но в 2016 году НМТП, сообщив о планах стать контролирующим акционером в управляющей компании порта Тамань, также заявил о целесообразности строительства терминала для грузов «Металлоинвеста» в Тамани вместо территории НСРЗ. Как пояснили в компании, вопрос о месте и сроках строительства терминала пока окончательно не решен.

Несмотря на наблюдаемое снижение экспорта ЖРС, в отрасли создаются новые проекты с ориентацией на экспорт. Примером может служить запущенный в прошлом году Кимкано-Сутарский ГОК в Еврейской АО, сырье с которого предназначено для поставок в Китай. Хотя спрос на ЖРС со стороны Китая довольно нестабильный, значительная емкость этого рынка позволяет российским предприятиям рассчитывать на сбыт ЖРС и в среднесрочной перспективе.

Между тем, по прогнозным оценкам экспертов, на период до 2021 года мировой спрос на сырье для производства продукции черной металлургии будет постепенно смещаться из Китая в Индию, США, Японию и страны ЕС. Эти же страны останутся наиболее перспективными для российского экспорта ЖРС.

Успехи между строк

21 октября в Мурманске на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика» был торжественно поднят российский флаг. Церемония состоялась после того как ледокол вернулся в порт из испытательного рейса, во время которого достиг Северного полюса.

Еще каких-то полвека назад это было бы настоящим событием: в августе 1977 года одноименный советский атомный ледокол стал первым судном в истории мореплавания, которое смогло само дойти до Северного полюса в надводном положении. Даже в наши дни оказаться в этой точке земного шара весьма непросто для любого современного ледокола. А для новой «Арктики» это всего лишь испытательный рейс: пришли, отметились, вернулись в порт, начали рутинную работу по проводке судов по Севморпути.

США, Китай и многие другие страны всерьез заинтересованы Арктикой, однако не имеют тех же возможностей, которые сегодня получила Россия, доказавшая, что не разучилась строить самые мощные и самые надежные атомные ледоколы в мире.

Причем новая «Арктика» — далеко не единственный корабль, который строит Россия. По данным британского исследовательского агентства Clarkson Research, в третьем квартале нынешнего года наша страна вышла на второе место в мире по объемам судостроения, обогнав Китай и уступив только Южной Корее. Сейчас Россия строит около четверти мирового тоннажа новых судов — неплохо для не самой морской державы на свете!

А вот другой пример, о котором дилетант мог бы сказать «ну и что тут такого?» 14 октября с космодрома Байконур успешно стартовал пилотируемый корабль «Союз МС-17», который достиг МКС за рекордное время — 3 часа 4 минуты, использовав инновационную двухвитковую схему стыковки.

Уникальность в том, что осуществлять двухвитковую схему полетов к Международной космической станции умеет только Россия. Скажем, широко разрекламированный полет американского пилотируемого «Дракона» к МКС продолжался почти сутки — столько времени понадобилось детищу Илона Маска, чтобы выровнять орбиту и приблизиться к станции.

Впрочем, праздновали американцы совсем другое: впервые «Дракон» стыковался к МКС… самостоятельно. Его грузовые варианты, доставлявшие до этого снабжение на орбиту, приходилось приближать и стыковать к станции особым манипулятором. Системы автономной стыковки, которая не одно десятилетие работает на всех российских кораблях, даже грузовых, американцы до этого не имели.

Работа принята, работа продолжается

План мероприятий ассоциации на 2020 год в связи с удаленной работой был выполнен приблизительно на 70%. Из его ключевых задач можно упомянуть две следующие: увеличение авансирования со стороны заказчика и принятие в рамках Фонда развития промышленности проекта «Складские программы, складские запасы». Первый вопрос был решен выходом Постановления Правительства № 1289, по которому предприятия могут получить до 80% авансирования при поставке отечественной продукции на предприятия ОПК. Решение второго вопроса, к сожалению, пока приостановлено. Кроме того, хочется отметить, что в стадии реализации находится один из важнейших проектов по выпуску направляющих качения, соглашение по которому было подписано с Агенством технологического развития в апреле 2020 г. Станкостроительная организация «Росатома» и ПК «Станкоинструмент» заканчивают разработку всей линии направляющих качения, которая будет востребована далеко не только для станкостроительной отрасли.

Многогранная деятельность ассоциации «Станкоинструмент» за прошлый год была признана собранием традиционно «удовлетворительной», а впереди новые рубежи — 86 мероприятий по 12 разделам, запланированные к исполнению в 2021 г.

Источник журнал «РИТМ машиностроения» № 2-2021

vote
Article Rating
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
Adblock
detector